Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

суббота, 27 мая 2017 г.

Работа с родителями

Добрый день, уважаемые читатели и гости  блога!
Подходит к концу очередной учебный год.  В образовательных учреждениях прозвенели последние звонки для выпускников школ, в детских садах прошли выпускные вечера для будущих первоклассников, проводятся итоговые родительские собрания.

Вчера в одной из подготовительных групп нашего учреждения состоялось итоговое родительское собрание, на которое были приглашены я и учитель-логопед.
Мы с Ларисой Павловной предложили провести собрание нетрадиционно с презентацией результатов диагностики речевой и психологической. Общие сведения по группе мы сообщили воспитателям, разработали рекомендации, в которых отобразили, на что необходимо обратить внимание в работе со следующей группой детей, а каждому родителю подготовили индивидуальные профили с графиками по речевой и психологической готовности, глядя на которые реально видна картина развития ребенка и проблемные зоны, требующие некоторого внимания.
На встрече присутствовало двенадцать родителей, один воспитатель и два специалиста: я и Лариса Павловна – учитель-логопед.
Встреча началась с упражнения «Расскажи обо мне мама». Родителям необходимо было назвать имя своего ребенка, возраст, чем любит заниматься, и что у него получается лучше всего. С большим теплом наши мамочки рассказывали о своих уже повзрослевших детях. У некоторых уже прослеживаются перспективы на будущее. Кто-то из детей хочет быть механиком и дома имеет целую автомобильную базу, у кого-то здорово получается готовить, и ребенок поставил для себя цель стать поваром. Кто-то отличается успехами в спорте, танцах.
После этого, слово было предоставлено учителю-логопеду, которая продолжила встречу в формате брейн-ринга. Родители были поделены на две команды, названия которых они придумали на месте. Командам давались различные игровые задания связанные с компонентами речи, над которыми работал учитель-логопед на протяжении года. Целью данной игры было показать простоту игр, имеющих развивающий эффект и не требующие специальной подготовки и создания обстановки.
В конце своего выступления Лариса Павловна раздала родителям информационные буклеты с подборкой речевых игр.
Далее слово передали мне. В своем выступлении я коснулась истории понятия «готовность к школе» и вкратце напомнила родителям о компонентах психологической готовности к школе, так как осенью этого учебного года с родителями было проведено родительское собрание в формате «Мировое кафе», где подробно был раскрыт этот вопрос. Поэтому я акцент сделала на готовность родителей к школе, на их готовность быть всегда рядом со своим ребенком, осознание того, в чем будет нуждаться ребенок-первоклассник.
Первое что мы сделали - выполнили упражнение «Снежинка», целью которого было осознание того, что все дети разные, что одна инструкция может быть понятна не всем детям и ругать ребенка за непонимание совсем не нужно.
Инструкция:
Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
ü  Сложите лист пополам. Оторвите верхний правый уголок;
ü  Снова сложите пополам и оторвите верхний правый уголок;
Продолжайте это действие до тех пор, пока оно будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Найдите среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему нет?
Итогом был вывод: Все дети разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Далее я решила на практике родителям показать влияние слов на эмоциональное состояние ребенка.  Мы знаем выражение: «словом можно убить, словом можно излечить». Это упражнение как раз об этом.
Упражнение «Влияние наших слов на ребенка»
1 «опыт»:
ü Вода – это ваш ребенок, чистый душей, простой, наивный.
ü Соль – это ваши грубые слова. (добавляем в колбу с водой)
ü Перец – слова, которые обжигают, обижают, ранят, обидные слова. (добавляем в колбу с водой)
Горсть земли – это ваше равнодушие к проблемам ребенка, невнимание к нему. (добавляем в колбу с водой)
Все это хорошо перемешаем и получим состояние ребенка. Задуматься только сколько пройдет времени , пока все осядет, забудется. А стоит только немного пошевелить воду и все снова поднимается наверх. Плюс стрессы, неврозы и другие проблемы.
2 «опыт»:
ü Вода – это ваш ребенок, чистый душей, простой, наивный.
ü Желтая краска – ваша доброта, добрые, солнечные, теплые слова. (добавляем в колбу с водой)
ü Красная краска – ваша отзывчивость, чувственные, лаковые, нежные слова. (добавляем в колбу с водой)
Перемешаем и получим оранжевый цвет – цвет радости за достижения своего ребенка, забота о своем ребенке.
Какому ребенку будет легче учиться, взаимодействовать с окружающим миром, справляться с трудностями?
Ответ был однозначным!
Далее я предложила проиграть ситуации. Родителям предлагалось несколько вопросов-ситуаций. Необходимо было определить, что чувствует ребенок в этот момент и дать ответ на вопрос, оказать помощь ребенку.
Упражнение «Ну что сказать..»
ü Сколько можно делать уроки? Я хочу снова в детский сад
ü Сегодня я ударила Ваню, за то, что он меня назвал глупой. И меня на ругали.
ü Я никогда не смогу быть таким же, как Ваня! Я упражнялся, упражнялся, а он все равно все делает лучше меня!
В процессе упражнения возникали дискуссии, в которых участвовали многие родители. Сообща приходили к правильному решению.
Далее родителям был представлен видеоролик с детьми, в котором дети говорили о том, что «В детском саду хорошо, потому что…». Когда видео останавливалось, мамочке ребенка нужно было дать доказательный ответ «А в школе лучше, потому что…». На видео предложены только ответы детей.

Ну и в конце встречи родители лепили из пластилина самих себя.
Упражнение «Волшебный пластилин»
«Возьмём в руки «волшебный» пластилин. Сильно-сильно помнём его в руках и начнём лепить себя (умного, понимающего родителя, поддерживающего своего ребёнка- первоклассника).
Начинаем с головы, лепим умную голову родителя, дающего мудрые советы своему первокласснику. Лепим лоб, помогающий ребёнку решать самые трудные логические задачки на уроках математики. Лепим глаза, зорко следящие за тем, как ребёнок собирает портфель в школу. Лепим щеки, на которых появляются ямочки от улыбки, когда наш ребёнок приносит нам отметку «5 баллов», ну или огромного смайла за удачно выполненное задание в школе.
Лепим губы, которые произносят слова поддержки и ободрения, когда нашему первокласснику требуется помощь. Лепим грудь, в которой находится горячее, понимающее, любящее сердце родителя.
Лепим ловкие, ласковые руки - обнимающие, ласкающие, поддерживающие своего ребёнка. Лепим быстрые, резвые ноги, активно спешащие забрать своё любимое чадо из школы.
Что мы забыли слепить? (уши) А, зачем, нам уши? (чтобы слЫшать своих детей в моменты, когда мы им очень нужны)
Протягиваем руки вперед и поглаживаем себя хорошего по ручкам.
Этим процессом родители очень увлеклись. Получились замечательные теплые человечки, которых некоторые родители сразу после фотосессии забрали с собой, а некоторые вернулись позже уже с детьми, и дети с восторженными глазами забрали своих «пластилиновых родителей».
Вот что у нас получилось.
На этом мероприятие закончилось. Его цель была еще раз рассказать родителям о  значительной роли родителей в жизни детей, проникнуться предстоящими трудностями и понять, как важно в предстоящий период быть рядом со своими детьми и вовремя протянуть руку помощи, сказать доброе слово, поддержать.

16 комментариев:

  1. Здорово! Мероприятие прошло весело и дружно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте! Да, мероприятие прошло очень душевно

      Удалить
  2. Я скопировала Ваш пост в свою папку "Идеи для работы", чтобы никогда не забывать, что я могу словами вызвать боль,страх у ребенка, хотя может и внешне это не будет видно. Вы заставили меня задуматься над тем, как мотивировать ребенка на полезное и нужное. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте! Очень приятно, когда твои мероприятия оказываются интересны коллегам. К сожалению, взрослые не всегда задумываются о важности "фильтрации" своей речи

      Удалить
  3. Юлия Геннадьевна, очень интересное и познавательное мероприятие Вы с коллегой организовали и провели. Конечно, такие нетрадиционные собрания требуют больше времени и сил на организацию и проведение, но и отдача от них больше. Родителям намного важнее познакомиться с результатами и рекомендациями для своего, конкретного ребенка, а не услышать средний результат по группе, классу и общие фразы. Обратила внимание на подборку упражнений. "Волшебный пластилин" уже захотелось взять на тренинг для педагогов. И добавлю еще про сравнение школы и детского сада. Мы с первоклассниками тоже об этом говорим и очень часто слышу, что в школе лучше, потому что не надо спать днем и в столовой вкусные булочки, которые можно покупать самим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте! организация таких мероприятий вызывает у меня все больший интерес. На самом деле - это мероприятие не потребовало долгой подготовки. Главное знать цель - для чего организуешь мероприятие. Это, наверное, самое сложное. А дальше копошись в сети интернет ищи, то, что откликается внутри и пиши сценарий. Я поймала себя на мысли, что просто текстовые выступления для меня уже не актуальны. А вот, что касается мероприятий с элементами тренинга, практикумов - это действительно более времязатратнее, но главное результат. Буду рад, если материал, действительно, пригодится вам в профессиональной деятельности!

      Удалить
  4. Пластилиновые родители очень понравились! Замечательные идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Спасибо, мне тоже очень понравилось данное упражнение Главное родителям оно тоже понравилось. В момент перед началом мероприятия, они с удивлением и воодушевлением смотрели на то, что им предстоит делать: колбы, краски, пластилин, салфетки...

      Удалить
  5. Юлия, спасибо! Отличные идеи работы с родителями. Очень важная часть во взаимодействии. Пластилиновый родитель - замечательный ход!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Спасибо за высокую оценку. Буду рада если опыт вам пригодится. Действительно взаимодействие с родителями очень необходимо. Часто слышу о том, что родители не активны в работе ДОУ и жизни детей. Думаю. надо создавать условия для того, чтобы им было интересно взаимодействовать с нами в мероприятиях проводимых в нетрадиционной форме.

      Удалить
  6. Юля, здравствуйте! Прекрасное собрание, актуально, интересно, работают и мозги и руки. Спасибо, взяла на заметочку, обязательно в новом учебном году использую! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, обязательно попробуйте, у вас получится. Главное это заинтересует родителей настолько, что пластилиновых человечков унесут с собой))) Мои так и сделали. Я попросила только оставить их на фотосессию))

      Удалить
  7. Здравствуйте,Юлия Геннадьевна! Неужели так проводятся родительские собрания? Мой зять не хочет ходить в садик на родительские собрания - говорят "только о деньгах, которые на что-нибудь опять нужны..." Спасибо! Значит ест энтузиасты и настоящие воспитатели!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, доброго времени суток. В своем детском саду пытаемся приобщить воспитателей к нетрадиционным формам проведения родительских собраний. Мы понимаем насколько это утомительно, сидеть и просто слушать. Вопрос материальный, к счастью, у нас совсем не обсуждается. Такие формы работы с участниками образовательных отношений, делают нашу работу интересней, несмотря на ресурсы,к которые затрачиваются на их разработку.

      Удалить
  8. Мероприятие просто о-фи-ген-ное! Пардон за мой французский !))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо. Сама часто к нему возвращаюсь. Прихожу к осознанию того, что обычные - лекционные собрания - это уже не мое. Хочу интерактива, взаимодействия, взаимообмена. Уверена..нет не так..ЗНАЮ, что родителям подобные формы работы близки и всегда откликаются в них.

      Удалить

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!