Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

Направления деятельности педагога-психолога

Работа дошкольного психолога направлена на помощь ребенку, а взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (родители, воспитатели) повышают ее эффективность. Работа педагога-психолога ведется по основным направлениям деятельности: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое просвещение и профилактика, консультирование. 
Целью  деятельности педагога-психолога дошкольного  учреждения является   содействие  полноценному развитию   личности  воспитанников,  обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
 Психологическая диагностика.
Цель: получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Для реализации данного направления осуществляется:
· Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;
· Наблюдение за адаптационным периодом детей 1-2 младшей групп;
·Диагностика детей среднего возраста с целью выявления воспитанников с особыми образовательными потребностями;
·Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
·Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
·Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе;
·Анкетирование педагогического коллектива на выявление социально-психологического климата ДОУ;
·Анкетирование родителей на выявления уровня удовлетворенности родителей оказываемой образовательной услугой.
Коррекционно-развивающая работа
Этому направлению уделяется очень большое значение.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
В данном направлении реализуется:
·выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
·проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми  группы компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;
·проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
·индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
Психологическое просвещение и профилактика
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
· актуализация и систематизация имеющихся знаний;
· повышение уровня психологических знаний;
· включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация и внедрение развивающих программ для детей разного возраста;
·предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника;
· контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
·обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.

Реализуя данное направление педагог-психолог осуществляет:
· сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса: дети, родители (законные представители), педагоги;
· анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;
·групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших детей;
·информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по объявленному вопросу.
·выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной ситуации.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Реализация данного направления деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!