Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

Помощь психолога образования детям с ОВЗ и их родителям


Уважаемые родители, в этой статье мне бы хотелось вам рассказать о том, какую помощь вы и ваши дети могут получить от психолога в образовательном учреждении. Первое знакомство с детьми и родителями начинается, как правило, с родительских собраний или групповых консультаций общие вопросы…….
         А первое знакомство с детьми происходит, тогда, когда мы приходим в группу или если это школа то в класс и наблюдаем за детками, участвуя с ними в их привычной деятельности. Такая форма первичного общения является менее психо-травмирующей и способствует более быстрому налаживанию контакта. Когда контакт налажен, начинается важный для психолога момент – диагностический.
     Любое психологическое обследование проводится только с письменного согласия родителей. Во время обследования психолог выявляет уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, тех процессов, которые помогают человеку в жизни ориентироваться, узнавать новое и приобретать новые навыки. Для нас также важно то как ребенок общается со взрослыми и детьми, есть ли у него страхи, тревожность. Если есть трудности в поведении, то стараемся определить причину такого поведения. Продолжительность обследования зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, его личностных особенностей и психоэмоционального состояния.
      После анализа собранной информации, родители приглашаются на индивидуальную консультацию, в процессе которой обсуждаются рекомендации специалиста по вопросам воспитания и развития ребенка. В дальнейшем, на основании собранной информации психолог определяет пути, формы и методы сопровождения. Сопровождение включает в себя: психологическую диагностику, включение ребенка в подгрупповые и/или индивидуальные занятия в зависимости от того, что будет рекомендовано, а также консультирование родителей по результатам диагностики ребенка.
       Диагностический этап, является отправной точкой для реализации следующего не менее важного этапа: коррекционно-развивающего.
    Все занятия с детьми с ОВЗ называются коррекционно-развивающими – это такая форма работы взрослого и ребенка, в ходе которой решаются различные задачи по формированию способов познания и мира и коррекции тех трудностей, которые были выявлены. Это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка.
      Мы используем разные формы, как групповые, так и индивидуальные. Групповые и подгрупповые формы работы чаще применяются в том случае если ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими: детьми и взрослыми, если отмечаются агрессивные формы поведения, тревожность, застенчивость. Подгруппы эти небольшие, 6-8 человек, что позволяет специалисту максимально распределить свое внимание между всеми детьми и оказывать помощь.
   На таких занятиях мы используем различные подвижные игры, элементы сказко-терапии, песочной терапии, арт-терапии, а также различные психологические игры, которые способствуют в дальнейшем успешному включению ребенка в социум.
     Еще одна из форм работы педагога-психолога - это индивидуальная. Индивидуальные формы работы чаще применяются, если ребенок имеет трудности в развитии познавательной сферы. Индивидуальные занятия проводятся на основе индивидуального образовательного маршрута, который составляется на каждого ребенка с ОВЗ, исходя из его особенностей, и учетом его возможностей. Маршрут сопровождения может разрабатываться на три месяца, на полгода и корректируется в соответствии с динамикой развития ребенка, а именно усложняться, либо упрощаться. Например, если по результатам динамического обследования психолог видит, что динамика очень слабая, значит, маршрут корректируется в сторону упрощения, если наоборот, ребенок замечательно со всем справляется, соответственно вносятся изменения в сторону усложнения. Родители знакомятся с маршрутом на заседании консилиума.
     Для осуществления психологического сопровождения в образовательных учреждениях в кабинетах психологов имеется необходимый дидактический и методический материалы. Также специальное оборудование, способствующее снятию напряжения, зажимов, а также способствующее повышению работоспособности.
    Любая работа психолога будет иметь больший результат, если родители будут активными участниками этого процесса. В этих отношениях очень важна взаимная ответственность. Иногда не учет мнений друг друга приводит к упущениям, которые потом сложней будет компенсировать. Для обращения к педагогу-психологу за консультацией, помощью Вы можете обратиться – лично записавшись, обратившись напрямую к педагогу-психологу. Насколько я знаю, у многих психологов образования на местах имеются рабочие телефоны, либо если такового нет, вы всегда можете позвонить в приемную и попросить педагога-психолога перезвонить по вашему номеру. При этом свою фамилию называть и объяснять причину обращения не нужно. Многие педагоги образования имеют личные сайты, воспользовавшись которыми, вы также можете попасть на консультацию.
     Для успешного обучения и воспитания детей в ОУ родители взаимодействует с психологом в разных формах: практикумы, семинары, открытые занятия. Если говорить о практикумах, то они дают возможность научиться практическим формам взаимодействия с детьми, семинары способствуют повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей, открытые занятия позволяют наглядно увидеть те формы и методы работы, которые применяет педагог в работе с детьми и позволяют вам объективно оценить возможности вашего ребенка. Кроме того, на таких занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему. Поэтому рекомендуем Вам, уважаемые родители, посещать занятия, которые проводит педагог-психолог с детьми в образовательном учреждении.
    Надо отметить, что в отличие от работы учителя, врача, строителя результаты деятельности педагога-психолога видны далеко не сразу, иногда на это требуется даже не месяц и не два, все потому, что это процесс очень тонкий, длительный и требует выдержки и желания не только специалиста, но и родителей. Если вы сами не захотите помочь своему ребенку, то, работая один на один с ребенком, педагог-психолог многого не достигнет. Поэтому призываю вас к взаимодействию. – очень категорично!!! Только совместные усилия и терпение, основанные на принципах доверии и взаимопомощи могут дать положительные результаты в решении имеющихся трудностей в развитии ребенка? - пусть заметные не сразу, а через более длительный срок.
    Существует множество вопросов, с которыми вы можете обратиться к педагогу-психологу: вопросы воспитания и развития вашего ребенка, вопросы взаимодействия с ним. Мы поможем разобраться в вопросах детско-родительских отношений. При своей работе педагог-психолог сохраняет конфиденциальность полученной информации, поэтому вы можете не беспокоиться о разглашении информации и тонкости вашего обращения. Всегда рады вам помочь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!