Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

Актуальные вопросы преемственности ДОУ и школ в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Добрый день. Меня зовут Ю.Г. Шевченко, я являюсь мамой первоклассницы и мамой дочери, у которой этап начальной школы уже закончился.
В моем понимании преемственность — это плавность перехода от условий ДОУ к условиям ОУ, это предъявление единых требований, подхода к детям.
К началу обучения в школе каждый ребенок приходит со своим уровнем готовности, который обусловлен как индивидуальными особенностями ребенка, особенностями семейного воспитания, особенностями протекания дошкольного детства в том числе и особенностями образовательных программ, реализуемых в дошкольных организациях.
Задумавшись над темой преемственности детского сада и школы я попробовала разобраться в этом вопросе и начала с общения на эту тему с родителями первоклассников посещающих разные школы нашего города и других городов РФ (через соц. сети). И вот к каким выводам я пришла.
1.                Не все родители до конца понимают, что значит, готовность ребенка к школе и ставят во главу готовности к школе навыки чтения, решения примеров и задач. Считая, что это самый наиважнейший показатель готовности к школе начинают учить детей всему этому не имея, необходимых знаний и умений в этой области. Такое ложное мнение и представление о готовности к школе у родителей сформировано скорее веяниями «моды» в вопросах воспитания современных детей. На современном этапе развития общества во главу развития личности ребенка интеллект, но  ребенок это личность целостная и нельзя забывать и о развитии всех сторон личности ребенка: эмоциональной, волевой, личностной. Это первая проблема.
Для решения этого вопроса и формирования правильного понимания родителями готовности ребенка-дошкольника к школе, на мой, взгляд работы только педагогов детских садов с родителями недостаточно. Необходимо в эту деятельность активно привлекать учителей. Отмечается, что в вопросах готовности к школе, родители больше полагаются и доверяют мнению учителей. Данное взаимодействие поможет учителям, воспитателям и родителям прийти к единому пониманию вопроса готовности к школе, а как следствие обеспечит единство требований и ожиданий от ребенка.
2.                Следующая проблема, на мой взгляд, в вопросах преемственности - это недостаточное использование игровой деятельности при переходе из ДОУ в школу. К концу дошкольного детства должен произойти переход от игровой деятельности к учебной. Однако, ребенок — это не часовой механизм и по желанию взрослого ребенок не может в одночасье переключиться. Многим современным детям для полноценного включения в учебную деятельность требуется дополнительное время.  Возможно, было бы правильно, если бы в процессе школьного обучения использовались различные игровые ситуации для достижения поставленных целей на протяжении всего периода адаптации. Это, на мой взгляд, может помочь решить множество проблем и в первую очередь проблему демотивации.
3.                Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Когда ребенок поступает в школу, большинство родителей прикладывают максимум усилий для этого. Но к сожалению, иногда возникают ситуации, когда учителя излишне строги, предъявляют слишком много требований к родителям. Нередко это происходит публично на родительских собраниях. Соответственно, проанализировав все это родители уже не ориентируются на возможности собственного ребенка, а стараются всячески выполнить все то, о чем говорил учитель. А люди, не имеющие педагогического образования как, правило не всегда понимают, что именно особенности ребенка должны стоять во главе…….  В итоге такая ситуация может привести к нарушению детско-родительских отношений, дезадаптации и неспешности ребенка причем не только учебной, но и в среде сверстников.
На мой взгляд тут очень важны консультация специалистов школ: психолога, учителей-логопедов. Причем, родителям важно увидеть их вначале школьного обучения. И еще важно, чтобы педагоги прислушивались к рекомендациям специалистов и понимали, что момент поступления ребенка в школу является стрессовым и для родителей.
4.                Домашние задания. Некоторые родители высказывают недовольство домашними заданиями, а именно их объемом, тем, что, начиная буквально через неделю после 1 сентября первоклассникам задают домашние задания. Насколько я знаю, весь материал, который дается детям в учебнике это то что предусмотрено программой. Но есть случаи в практике, когда дети пишут в дополнительных прописях по 2 страницы, учителя задают читать предлагаемые программой сокращенные варианты рассказов в полном объеме.
К счастью это не носит системный характер, однако, важно, чтобы все первоклассники были ограждены от непомерной нагрузки с первых дней обучения.
5.                Очень хорошим решением в вопросах преемственности является посещение дошкольниками школы будущего первоклассника. В течение года ребенок совместно с родителями посещает школу, знакомясь, таким образом, с правилами и нормами школьной жизни. Далее поступая в школу, ребенок будет полностью включен в процесс обучения и не будет тратить свои силы на привыкание и знакомство с этими нормами и правилами. У детей появляется возможность адаптироваться к требованиям учителя, его темпу речи, тембру, темпераменту. Родители считают именно это важным и предпринимают все усилия для того чтобы ребенок попал первого сентября именно к тому учителю с которым ребенок уже знаком. Эта ситуация приводит к ажиотажу и созданию очередей в момент подачи заявлений в первый класс.
Конечно успешность перехода дошкольника в школьную жизнь не может полностью зависеть от образовательных учреждений. Очень велика и роль родителей в этом вопросе. Мы должны активно включаться в этот процесс. Только посредством всестороннего взаимодействия: доу, семья, школа возможна реализация преемственности.
В заключении хотелось бы сказать, что несмотря на невысокие адаптивные способности моего ребенка, я имею положительный опыт в преемственности доу и школы в отношении моей нынешней первоклассницы. И могу с уверенностью сказать, что я приложила для этого максимум усилий. Наше взаимодействие с учителем строится на доверии и сотрудничестве. Педагог знает о всех особенностях моего ребенка, соответственно в общении с ней ориентируется на них.
Большинство родителей, с которыми я общалась считают все-таки, что во главе преемственности дошкольной организации и школы стоит личность педагога как детского сада, так и школы. На мой взгляд одной из задач педагогов детских садов суметь разбудить у ребенка интерес к учению, а задача учителей школ в этом случае суметь сохранить его в такой трудный переходный период. Говоря образно, детский сад должен дать ребенку удочку, а школа научить пользоваться ею. Но без включенности родителей, без их заинтересованности, открытого сотрудничества с педагогами, успеха не случится.
Спасибо за внимание! Желаю нам преодолеть все трудности взаимодействия в вопросах преемственности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!