Как
правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и
получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский
характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и
безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит
родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и
от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.
Рождение ребенка с нарушениями в
развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития
«особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной
социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся
в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно
учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных
физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо
деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в
связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его
жизнь.
Многочисленными исследованиями выявлено,
что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение,
тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и
т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так
же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Это время боли,
которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только
пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более
конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая
страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное
напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности.
Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и
о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не
добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего
статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое
поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к
своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая
любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех
возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.
Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не
любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто
потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не
самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем
легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь,
нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании
своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно,
закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно
держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание
больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и
успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить
ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более
счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия -
нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может
послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и
друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне
постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы
спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными.
Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Необходимо иметь
возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая
друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом,
находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми,
веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать
свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то
вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и
собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам.
Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и
нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Одним из важнейших направлений государственной
социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации
является процесс поэтапного создания системы всесторонней поддержки семей,
имеющих детей с ОВЗ и инвалидов.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это
дети инвалиды, либо любые другие дети в возрасте от 0-18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми инвалидами, но имеющими временные или постоянные
отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании
специальных условий обучения и воспитания.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса
обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены
в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими
сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях,
— в таких, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают
своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с
их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально
выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно
развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в
такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать
обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как
живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного
образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми
потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не
менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в
своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного,
совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности
социализации детей с инвалидностью.
Образование для всех. Именно такая идеология положена в основу
понятия «инклюзивное образование». Этот подход исключает любую дискриминацию
детей, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные
потребности.
В настоящее время инклюзивный подход к образованию лиц с ОВЗ в
системе образования является одним из самых острых и дискуссионных вопросов
современного этапа развития отечественной системы специального образования.
Базовым принципом инклюзивного образования, является прием в
обычные учреждения «всех детей, несмотря на их особенности и создание
соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных,
в первую очередь, на потребность детей».
Выстроить процесс обучения под потребности каждого ребенка – вот
основная задача инклюзивного образования. От того как она будет решаться,
зависит судьба полумиллиона наших детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!