Работа дошкольного психолога направлена на помощь ребенку, а взаимодействие
с другими участниками образовательного процесса (родители, воспитатели)
повышают ее эффективность. Работа педагога-психолога ведется по основным
направлениям деятельности: психодиагностика, психологическая коррекция,
психологическое просвещение и профилактика, консультирование.
Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения
является содействие полноценному развитию
личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и
социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в
развитии и поведении детей.
Психологическая диагностика.
Цель: получение своевременной информации об индивидуально-психологических
особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания
психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление
возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения
наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения
психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от
уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Для реализации данного направления осуществляется:
· Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;
· Наблюдение за адаптационным периодом детей 1-2 младшей групп;
·Диагностика детей среднего возраста с целью выявления воспитанников с
особыми образовательными потребностями;
·Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей
подготовительной группы;
·Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
·Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении,
психологического благополучия в группе;
·Анкетирование педагогического коллектива на выявление социально-психологического
климата ДОУ;
·Анкетирование родителей на выявления уровня удовлетворенности родителей
оказываемой образовательной услугой.
Коррекционно-развивающая работа
Этому направлению уделяется очень большое значение.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога,
направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в
отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных
творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе
психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится
приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на
средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок
сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть
как выше, так и ниже среднестатистического. Педагог-психолог ДОУ осуществляет
коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной
компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития,
соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы
не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной,
мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом
коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае,
если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить
на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в
психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и
развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов,
дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Коррекционная работа
строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные
упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная
осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его
повседневных жизненных отношений.
В данном направлении реализуется:
·выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
·проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы
компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;
·проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной
группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению
(развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
·индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни
развития психических процессов, психологической готовности к школе.
Психологическое просвещение и профилактика
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,
администрации ДОУ и родителей, а именно:
· актуализация и систематизация имеющихся знаний;
· повышение уровня психологических знаний;
· включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация
и внедрение развивающих программ для детей разного возраста;
·предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника;
· контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в
образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического
развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
·обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную
ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и
становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.
Реализуя данное направление педагог-психолог осуществляет:
· сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса:
дети, родители (законные представители), педагоги;
· анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о
развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;
·групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших
детей;
·информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью
оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса
по объявленному вопросу.
·выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка
совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной
ситуации.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной
программы воспитания и развития. Реализация данного направления деятельности
педагога-психолога, работающего в ДОУ, заключается в коммуникативном
взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной
помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации,
педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом
данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего
запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего
сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания
консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!