Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

Сохранение психоэмоционального здоровья дошкольников

СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
 Поэтому мы должны способствовать не только физическому здоровью, но и психоэмоциональному благополучию дошкольника. 
Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Всё это не способствуют снижению психоэмоционального напряжения детей.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной жизни. Педагоги встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет что данные проявления снижают не только качество образовательной деятельности, но и влияют отрицательно на здоровье и воспитанников, и педагогов. В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме формирования личности ребенка,  сохранению и укреплению здоровья детей.
 Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции психологами и педагогами часто используются различные арт-терапевтические технологии. 
Мне бы хотелось вас познакомить с интересным, доступным в приминении всеми педагогическими работниками методом сохранения психоэмоционального здоровья детей – Мандалы.
Метод мандалы – одно из направлений арт-терапии. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Впервые мандалы открыл Карл Густав Юнг. Мандала -  в переводе с санскрита – круг, диск,орбита, прострнсто,  Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако и вас и меня интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психолого-педагогическое содержание. Психолого-педагогический ресурс мандалы огромен. Само по себе рисование образов в круге несет позитивное воздействие, даже если последующего анализа не предполагается. Мандала, в первую очередь, - это инструмент саморазвития,дающий возможность самостоятельно работать со своим эмоциональным состоянием и корректировать его.
Способы работы ребенка с мандалой:
  •   активный (ребенок сам рисует мандалу);
  • смешанный (ребенок выбирает раскраску-мандалу);
  • пассивный (ребенок выбирает готовую мандалу и с ней работает).
Мандалы могут быть как изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками, делают из металла, камня, дерева и т.п.Они хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьмимандалы применяют:
  •  в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).
Педагогами мандала может с успехом применяться для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности.
С какого возраста можно заниматься созданием мандал?
1–2 года    Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый).
3–5 лет  Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый,  серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и пр.
6–7лет  Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
Основные правила при работе с мандалой:
  • Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
  • Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
  • Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.
  • Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
  •  Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка без его согласия.
  •  Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
  • Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  • На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
  • Необходим использовать музыкальное сопровождение.
  • После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях, доволен ли он своей работой.
  • Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника.
    Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!
В заключении хотелось бы обратить ваше внимание на то, что использование мандал возможно не только в решении психопрофилактических и психокоррекционных целях, но и в решении образовательных задач. Примеры вариативного использования мандал представлены на слайде: как видите это палочки кьюизинера, различный геометрический конструктор, мозаики, природный материал. Что еще раз подтверждает широкие возможности использования данного метода. Но нужно помнить, что мандала – это всегда изображение в круге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!