Добрый день, уважаемые читатели и гости блога!
Адаптация.
Основной пик пришелся на конец лета и начало осени. Для большинства малышей
этот период остался позади. И уже сегодня они доверяют «чужим» взрослым, привыкли
к новой еде, организационным моментам, режиму дня, другому стилю взаимодействия,
большей самостоятельности. Увеличилось время их пребывания в детском саду в
отсутствие значимых взрослых, они нормально реагируют на постоянный контакт со
сверстниками.
Но, все еще
остаются дети, которые начали посещение детского сада недавно, или же вышли
только из отпуска и процесс привыкания начинается для них заново, и они снова
погружаются в стрессовую ситуацию, которая без специальной организации и помощи
педагога-психолога может привести к более серьезным проблемам и даже
психосоматике. Таким детям нужна поддержка и не только детям, но и тем, о
которых чаще забывают – родителям - они ведь тоже адаптируются. С родителями мы
начали работать еще в мае месяце. Об этой встрече я писала ранее.
Новый рабочий
день и я снова начну его с посещения самых ярких по эмоциональной насыщенности
групп – с малышей. И моя работа начнется со стабилизации эмоционального
состояния тех детей, которые в этом испытывают потребность. Как? – спросите вы.
А разве есть однозначный ответ? Какой-то способ и метод взаимодействия
эффективен с одним ребенком, но совершенно не приемлем в работе с другим. Что
же делать? Ни в коем случае не опускать руки и находиться в постоянном поиске
именно того, что отвлечет ребенка и позволит расслабиться хоть на минутку. А
дальше, дальше ребенок будет учится доверять….
Конечно, на
сегодняшний день такие проявления уже эпизодические, но их нельзя упускать из
виду. К тому же трудности расставания с родителями проявляются не только у детей
раннего возраста, но и у детей более старшего возраста – четырех, пяти и даже шести
лет. Сегодня я бы хотела приложить некоторые фото-фрагменты, которые отражают мои
попытки стабилизации эмоционального состояния детей в период адаптации.
Если я вижу,
что попытки наладить контакт в группе с ребенком не имеют успеха, я приглашаю
ребенка к себе в гости. Как ни странно, но большинство детей с огромным
удовольствием дают свою ручку, только чтобы быстрее уйти от шума и такого
большого количества детей. По дороге в кабинет мы здороваемся с цветами, с
ростовыми куклами, можем заглянуть через щелку в музыкальный зал и всегда
знакомимся с котом, который охраняет вход в мой кабинет.
Кому-то из
малышей интересна игра с песком, и мы начинаем играть в пасочки и прятать в кинетический песок различные игрушки и потом находить их, раскладывать. Кому-то и предлагать
ничего не надо, малыш сам своим поведением и ярким интересом подскажет, что ему
сейчас интересно. От этого и отталкиваемся.
Кто-то из
ребят активно реагирует на сенсорные стимулы: светящиеся мячики, камни,
пуговицы, бусы. Мы можем выкладывать
целые картины из камней или цветных стеклярусов. Девочки очень отзывчивы к
украшениям. Тут меня выручают синельные палочки из которых мы сиюминутно можем
сделать что-то красивое и памятное. То, что можно взять с собой.
По мере привыкания ребенка в кабинет часто беру помощников из группы с которым в моем присутствии дети будут учиться взаимодействовать: собирать вместе бусы, строить башенку из геометрических пуговиц, соблюдая очередь.
В своей практике очень люблю привлекать к помощи детей более старшего возраста, тех кто также, как и малыши в силу каких-то обстоятельств испытывают трудности расставания с родителями. В этом случае они очень часто говорят "Почему они так плачут" и после этих слов я начинаю свою работу с ребенком: беседа, сказка, арт т.п. Как итог: рассказ о возможных причинах плача малыша (для меня этот момент диагностичен, потому что, конечно же, в этот момент ребенок старшего возраста озвучивает свои проблемы), поиск решений, выводов. Это работа кропотливая, необходимо соблюдать осторожность и тактичность в беседе с ребенком.
Продукты деятельности мы приносим в группу и рассказываем о них воспитателю или детям (на выбор ребенка). И конечно же в конце каждой встречи я сообщаю ребенку о том. что нас ждет завтра. Это поселяет в ребенке чувство ожидания завтрашнего дня, чего-то интересного и пусть небольшого, но желания пойти в детский сад. А родителям я высылаю фото нашего взаимодействия для положительных воспоминаний и закрепления положительных эмоций дома. К тому же это помогает родителям избавиться от тревоги за своего малыша.
Использование различных методов и способов установления контакта с ребенком, снятия эмоционального напряжения, всегда помогают избавиться от эмоций, которые при частом и длительном проявлении имеют разрушающий эффект.
Однозначно могу сказать, что более быстрый результат достигается в тех случаях, когда родители и педагоги готовы и желают принимать помощь от педагога-психолога. Только в триединстве родитель-воспитатель-психолог трудности будут максимально преодолены.
Вот и в школе только при совместной работе всех сторон можно достичь результата. Спасибо
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, это вопрос комплексности и желания достичь положительных результатов. Взаимодействие в трио важно, в любом виде профессиональной деятельности, где центром является ребенок.
УдалитьКак интересно вы работаете с малышами! Спасибо!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, спасибо! С малышами по другому работать нельзя. Их эмоциональная сфера подобна выключателю, они очень отзывчивы на яркое, необычное, новое. Вот и я стараюсь сделать так, чтобы их глазки горели, нервная система расслаблялась.
УдалитьТоже всегда удивляла эта готовность пойти "в гости", а ведь действительно - ребёнку так худо, что хуже, как он думает, быть уже не может. Какое у Вас всё вкусное в кабинете, у самой глаза разбежались :)))) А что это за зеркальная конструкция, позволяющая делать мандалы из любых узоров? Очень классная! И фигурки животных прозрачные понравились, и бусины, и синельная проволока - прелестный подарочек! В общем, всё симпатичное! Хочу быть малышом )))Это ваша собственность или сад снабжает?
ОтветитьУдалитьАлена, здравствуй! Как рада видеть коллег в своем блоге. Зеркала из оргстекла. Я покупала готовые размером А4,потом склеила два между собой скотчем, а нижнюю часть подкладываю когда необходимо. Думаю, такие зеркала можно самим изготовить путем наклеивания зеркальной пленки на основу. Прозрачных животных покупала в "фикс прайс". Это моя собственность. До недавнего времени в моем кабинете для малышей не было ничего. К сожалению, образовательное учреждение не может купить ни бусы, ни синельные палочки, ни зеркала. Зато, покупает сенсорное оборудование и литературу, которую я прошу. К тому же, мне самой это интересно. Если я вижу, что-то интересное, я загораюсь и сиюминутно хочу это приобрести.
УдалитьСпасибо, идею с зеркалом возьму на вооружение! Тоже всегда загораюсь и покупаю всякие штучки для работы - раньше такого желания не было, кстати, а сейчас для меня лучший шоппинг - заказать какие-нибудь "интересности" для работы с детьми :)
УдалитьАлена, рада, что идея с зеркалами приглянулась. Мой глаз, как и твой (можно на ты?), тоже стал цепляться за идеи для работы. Правда в этом году, чаще "жму на тормоза". Дорого, всего не купишь)
УдалитьДа, Юля, аналогично - кризис и до нас добрался:)))
УдалитьСогласна!)))
УдалитьЗдравствуйте, Юлия Геннадиевна! Как у вас интересно в садике! Конечно, чтобы малыша завлечь нужно что-то интересное! И "тётенька" ласковая, как мамочка! Тогда адаптация пройдёт успешно! Мои внуки ходили в садик спокойно, а третий сказал "Ойгу Аексановну"(Ольгу Александровну) А-Б-А-Ж-А-Ю (именно так , протяжно)!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, здравствуйте! Да, все дети по разному реагируют на детский сад и даже на одних и тех же педагогов. Почему? Причин очень много: готовность родителей отдать малыша в детский сад, условия семейного воспитания, стиль семейного воспитания, возраст родителей, возраст педагога, темперамент ребенка и многое другое. Рада, что ваши внуки не испытывали трудности в этот ответственный период испытывали такие теплые теплые чувства к педагогу. Это дорогого стоит.
УдалитьДумаю, что Юля очень верно нашла образ кабинета психолога - эдакая волшебная лавка среди шумного современного города, входишь в неё, как в другое время. пространство, всё вокруг необычно-сказочное, и сказочно-загадочное общение. Этот образ часто встречается, конечно. Но Юля молодец, что его воплощает!
ОтветитьУдалитьПолина Эрнестовна, рада читать вас на страницах своего блога. Спасибо за волшебную лавку и сказочность. Я всегда считала и считаю, что кабинет педагога-психолога - это особое место, способствующее расслаблению, возникновению интереса, доверия, спокойствия и т.п.
УдалитьЮля, мне тоже ваш кабинет напомнил волшебный уголок, что-то типа пещеры Али-бабы с сокровищами) Но в нашей работе, особенно в детском саду, без этого нельзя. Однако, как бы хорошо не был оснащен кабинет и каким бы супер специалистом не был психолог, без сотрудничества с родителями и педагогами нам не обойтись. Очень многое в нашей работе зависит от их желания и готовности помочь ребенку.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, доброго времени суток! Согласна с вами! Работа педагога-психолога , она такая))). Мы всегда должны находится в поиске: новых материалов, идей, форм взаимодействия с детьми, с родителями, педагогами. Именно нестандартное взаимодействие с родителями и педагогами, использование инноваций, побуждает их к более активному взаимодействию и включению в деятельность детского сада, в вопросы развития и воспитания своих детей.
УдалитьЗдорово, когда педагог-психолог оказывает огромную помощь и поддержку при адаптации малышей к условиям детского сада. У нас основной психолог в декретном отпуске, приходящий - работает два раза в неделю по два часа, к нам вообще не заходит.
ОтветитьУдалитьТак что выполняю все сама - я и жнец, и швец, и на дуде игрец. Чего только не использую... недостатка в материала нет, по-этому адаптация малышей проходит благополучно.
Спасибо за фото, всегда любопытно взглянуть на работу профессионалов. :))
Жанна Витальевна, надо сказать, что у вас не плохо получается выполнять все это самой. От личности педагога, и я в этом убеждена, многое зависит в период адаптации. И иногда даже наличие педагога-психолога не требуется. Умение, а если быть точнее, желание, педагога переключиться с основной массы детей на того ребенка,который нуждается в большем внимании и помощи - это и есть залог успешной адаптации малыше, залог быстрого установления доверительных отношений в тандеме педагог-ребенок-родитель. Жанна Витальевна. у меня к вам. как у педагога-психолога, величайшая просьба написать пост, если есть желание у вас, конечно, написать пост о том, как вы помогаете своим малышам пережить один из самых сложных периодов пребывания в детском саду. Хочется, каких-то практических примеров, что-ли. Как вы на это смотрите??
УдалитьДа, да, золотые слова про желание педагога!
УдалитьА у Жанны Витальевны, мне кажется,что не пост - так руководство к успешной адаптации))
Алена, я согласна с тобой! Жанна Витальевна мастер своего дела.
Удалить