Добрый день, уважаемые читатели и гости блога!
С 18 по 30 марта я находилась в столице нашей Родины городе
Москва. Отправилась я туда не случайно, а на прохождение курсов повышения
квалификация и обучалась в Российской академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования. Тема курсов звучала так: "Ранняя
профилактика и коррекция нарушений развития: организация и содержание работы в
соответствии с требованиями ФГОС"
Вопрос был посвящен деятельности
служб ранней помощи, которых в нашей стране нет в том виде, в котором они
должны быть. Это и не удивительно, ведь концепция об их организации вышла в августе 2016 года. А какой она должна быть и что входит в ее обязанности можно
прочитать в этой самой концепции. Идея
службы состоит в том, чтобы у родителей и специалистов была возможность, как
можно раньше выявлять детей с нарушениями в развитии. Насколько раньше? Да
прямо с момента рождения. А в некоторых случаях даже с момента беременности и
выявления патологий внутриутробно.
В обязанности службы входит не работа с
детьми как таковая, а работа с ближайшим окружением – семьей. Обучение
взаимодействию с ребенком с теми или иными нарушениям. На деле такие службы
оправдали свое существование в Западных странах. Там они функционируют и
достаточно успешно, однако там они существуют под названием «Служба раннего
вмешательства». Доказано, что ранее начало коррекции и обучение ближайшего
окружения правильному взаимодействию с детьми помогает и решает множество
проблем.
Курсы длились с 20 по 29 марта. За это
время я познакомилась со множеством интереснейших людей. Понятно, что в первые
дни я присматривалась к слушателям и искала среди них единомышленников. К
сожалению их было не так много. Еще и потому, что курсы не соответствовали
профилю слушателей. А еще и потому, что не так много ( и это не секрет) людей
неравнодушных и желающих работать с детьми с трудностями в развитии. Отчего же
это? Первое, что приходит в голову - от того, что люди просто теряются и не
знают, как правильно организовать работу с такими детьми, а значит боятся, отчасти потому, что не знают каких результатов
можно добиться при своевременно начатой работе.
Про теорию я вам писать не буду, но
поделюсь некоторыми яркими моментами из моего пребывания на обучении.
Первый день лекции нам читала Венера
Закировна Денискина – тифлопедагог, заведующая лабораторией содержания и
методов обучения детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики
РАО.
Фото из сети интернет |
Венере Закировне 71 год. Практически не видит (одни очки +12,
вторые +17), слух потеряла в 33 года. При этом, человек настолько энергичный,
мобильный, эмоциональный и с безграничным чувством юмора. Она нам
рассказывала о детях слепых и слабовидящих. Вся встреча была наполнена
позитивом, большим объемом нужной и полезной информации и мыслями о проблемах
насущных, которые при общении с такими людьми, на самом деле, абсолютно не
актуальны и решаемы. Прикрепляю видео, в котором Венера Закировна рассказывает
о том, как видят дети при разных болезнях и о том, как это надо учитывать при
организации обучения.
В продолжение нашего общения с Венерой
Закировной, мы отправились в Российскую библиотеку для слепых.
Мне предложили сделать запись по Брайлю |
Фото размещены с разрешения заведующей библиотеки |
Подписались на информационную рассылку о новых поступлениях, обзавелись
литературой из клуба "Школа мам", для мам, воспитывающих слепых и
слабовидящих детей. Познакомились с направлениями деятельности библиотеке в
плане работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Вот несколько фотографий из
библиотеки. Представлены работы слепых и слабовидящих детей, а также вариант квест-игры для данной категории детей.
Еще одной интересной и
запоминающейся встречей была встреча с Натальей Яковлевной Семаго. Людям,
связанных с психологией, даже не надо говорить кто это. Это человек, на
книги которой, в своей работе ориентированы психологи нашего города.
Наталья Яковлевна читала нам о
детях с расстройствами аутистического спектра. Интереснейший человек, не
переписывающий перечитанные книги, а человек практик с глубокими теоретическими
знаниями. Каждое ее слово сопровождалось примером из жизни – из жизни
психолога-практика.
Наталья Яковлевна на данный
момент работает в психологическом центре «Август», куда я напросилась к ней на
диагностику (мальчик 5 лет). То, что я там увидела, конечно, не
похоже на то, что делаем мы. Она работает (диагностирует) в паре с дефектологом
в полностью выхолощенном помещении. Более трех человек-специалистов никогда не бывает в помещении, где обследуют ребенка.
Фотографий много, но пообещала другие не выкладывать их в сеть интернет. |
Ребенок сам выбирает чем ему заняться и
только после того, как ребенок освоился в помещении, с ним начинают
взаимодействовать специалисты сидя, ползая с ребенком на ковре. Примерно так же, со слов Натальи Яковлевны была организована деятельность ПМПК, когда она ею занималась. За время
обследования, а это примерно 40-50 минут, ребенка ни разу не посадили за стол.
Он все время играл, повторюсь, играл на полу, а в это время наблюдая за
ребенком специалисты вели беседу с мамой мальчика. Все
обследование было выстроено на игре – ведущем виде деятельности.
Я очень благодарна Наталье
Яковлевне и всем специалистам, работающим в центре за предоставленную
возможность прикоснуться к профессиональному пространству известного человека –
хорошего человека, который, как оказалось очень прост в общении и не чурается
спросить мнения.
В один из дней мы посетили Благотворительный фонд Даунсайд Ап, директором которого является Елена Викторовна Поле.
Елена Викторовна очень
доступно нам рассказала о том, как построена работа в фонде. Нам были раскрыты
этапы поддержки семьи, рассказала о функционирующем центре поддержки семьи в
котором ведется поддержка семьи в разных направлениях: психологическая
поддержка, информационная, социальная, ранняя педагогическая помощь, осуществление
поддерживающего обучения. Благотворительный фонд проводит различные
просветительские мероприятия.
Фото размещены с разрешения родителей |
После презентации мы попросили провести
экскурсию по фонду, так как раз присутствовало много детей с родителями. Нам
удалось немного пообщаться с мамочками о том, что дало и дает им посещение
фонда, чем они занимаются здесь. С разрешения родителей сделано несколько фото.
Коллективная работа детей |
Не обошлось без
посещения Научно-практического центра психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы -
единственное в России лечебное учреждение, проводящее комплексное этапное
амбулаторное и стационарное восстановительное лечение детей и подростков с
патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Фото размещены с разрешения |
Трудотерапия для детей |
В центре
более 10 отделений. Нам удалось побывать в двух отделениях: для детей с РАС и
для детей с ДЦП. В отделении для детей с ДЦП нам позволили установить
взаимодействие с детьми в игровой, а также отправиться с ними на трудотерапию и
посмотреть, как выстроена работа в центре в этом направлении. В отделении для детей с РАС, разрешили присутствовать на занятии психолога с ребенком.
И, конечно же, побывав в Москве нельзя упустить возможность культурно обогатиться, не побывать на Арбате, Красной площади, музеях и т.п.
Конечно, это не все. Много интересного со мной произошло за эти дни: встреча с двоюродной сестрой с которой не виделись уже лет 6, знакомство с ее семьей, знакомство с интересными людьми-единомышленниками, с которыми продолжаем общаться по сей день. Много, очень много эмоций и счастье, что они положительные!
Юля, потрясающие дни! Встреча с известными специалистами и возможность прикоснуться к их работе. Об этом можно мечтать! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАлена, здравствуй! Я даже и не мечтала об этом, честно говоря))) Ты совершенно права... особенно ценно то, что была возможность общения с людьми профессионалами, практиками, людьми имеющими колоссальный опыт.
УдалитьЗдравствуйте, Юлия Геннадьевна!
ОтветитьУдалитьВот это курсы!!! Много полезного и, самое главное, практический опыт, который получен! Пусть всё пригодится в работе, обязательно! А Москва - она прекрасна!!!
Лилия Павловна, здравствуйте! Курсы действительно были очень полезные и с теоретической, и с практической стороны. Несомненно, все знания полученные очень пригодятся в работе. Кроме того, на данный момент, очень увлеклась детьми с РАС и хочется поглубже изучить принципы работы с ними, чем я сейчас и занимаюсь. А Москва..да она красива, несметное количество культурного богатства.Но, я из небольшого городка, где жизнь очень размеренная, спокойная, никто никуда не торопится, потому что знает, что успеет. А вот в Москве жизнь очень стремительна, поначалу не могла понять куда все бегут, не могла рассчитать время, потому что расстояния большие. И только после дня третьего адаптировалась к движению и по приезду домой, не хватало этого.
УдалитьЗдравствуйте, Юлия Геннадиевна! После такого обучения хочется действовать! Именно так и представляю настоящие курсы повышения квалификации - посещение центров работы с разными детьми и практический опыт, который пригодится в работе:))
ОтветитьУдалитьЗдорово, что было время и на отдых, на прогулки по Москве!
Анна Анатольевна, вы правы.... хочется действовать. Правильно организованные и правильно спланированные курсы открывают много возможностей для познания нового, задают новый вектор в профессиональной деятельности. Это, действительно, были курсы полезные, отвечающие моим внутренним запросам, а не те, которые предоставляет ИРО.
УдалитьЯ 30 мая тоже еду на курсы, но, конечно, не в Москву, а в Кемерово. Интересные у вас были КПК. Все очень здорово было организовано!
ОтветитьУдалитьДобрый вечер! Я за вас очень рада. Желаю, чтобы ваши курсы были для вас полезными, информативными.
УдалитьНе курсы, а мечта! Такого рода встречи (и со специалистами, и с единомышленниками, и с роднёй) это большой трудовой и личный ресурс!
ОтветитьУдалитьАлена, здравствуйте! Разделяю ваше мнение. Все прошло так, как и не мечталось и не думалось. Это очень здорово, когда результат превосходит все ожидания! Главное, что курсы не прошли бесследно для меня и для моей профессиональной деятельности.
Удалить