Добрый день, уважаемые читатели и гости блога!
Любят
ли ваши дошкольники читать? Юля, ты о
чём? – скажут многие из вас. Какое чтение у дошкольников? А вот мои дошколята любят читать, говорю я
вам! А читать они любят книги без единого слова, где на страницах присутствуют
только иллюстрации. Эти книги называются Wimmelbuch – «мельтешащая»
книга.
По названию, понятно, что родиной этих книг является Германия. Что они представляют
из себя? Обычно книги формата А2, хотя можно встретить и карманный
вариант, сделаны из плотного картона, имеют до 10 разворотов. В книгах чаще
ничего не написано, за редким исключением встречаются несколько слов, но в
основном это рисунки, множество рисунков, с огромным количеством мелких деталей
опираясь на которые можно рассказывать различные истории. Причем с одними и
теми же картинками главные герои и истории у нескольких детей могут быть абсолютно разные. Каждый
из них будет вкладывать частичку своего опыта, переживаний, происшествий в
сочиняемый рассказ.
На первый взгляд вас
может посетить мысль о том, что такие книги детей не привлекут. Это ошибочное
мнение, которое было и у меня в самом начале их использования. На сегодняшний
день, я могу с уверенностью сказать, что виммельбух - книга, которая способна
заинтересовать детей дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ. Взглянув впервые на разворот,
понимаешь, что нет никакого смыслового центра, ощущение, что все существует
само по себе. Отлично! Есть возможность попытаться связать несвязанное в единый
сюжет, развивая, таким образом, мышление, воображение и связную речь, внимание,
память. Общий кругозор. Когда я показала
данные картины нашему учителю-логопеду, первое, что она сказала – отличные картины
для формирования предикатива (глагольного словаря).
Как я работаю с Wimmelbuch?
Для самых маленьких
есть виммельбух с изображенными по периметру картинками, которые необходимо
отыскать в общем сюжете. Очень любят дети это делать на время. Я использую песочные часы.
Фото из сети интернет |
Детям постарше вначале
можно предложить рассказать о том, что они видит. По ходу возможно и даже очень
приветствуется наличие вопросов типа: «почему»,
«зачем», «как думаешь, что произошло», «а если будет так, то что произойдет», «как
ты думаешь, что было до этого». Можно спросить о том, какие чувства или эмоции
у этого или иного героя. И в этот момент, в придуманный образ, рассказ ребенок
будет вкладывать моменты волнующие его. Для
нас это замечательная возможность, позволяющая решать не только развивающие
задачи, но и ситуация помогающая определить психологическое состояние ребенка в
данный момент и соответственно постараться оказать помощь в том, чтобы справиться
с ним. Иногда я предлагала детям
послушать историю о герое (которого я называла и выбирала самостоятельно). Сочиняла
начало, а детям предлагала продолжить с опорой на виммель.
Впервые виммельбух я
использовала в работе с ребенком с ОВЗ, которого очень трудно включить в
подгрупповую деятельность, который даже в индивидуальных формах чаще не
удерживал и не выполнял инструкцию. Мальчишка работал 20 минут с двумя картинами. Ответы на вопросы были достаточно полные (характерные
индивидуальному уровню развития). Для меня
было важно, что его это увлекло, что он продуктивно провел время и даже
спросил, какие картинки будем еще рассматривать. С другими детьми мы играли на
внимание. Я называла объект, а дети должны были найти его как можно быстрее. Проводили
беседы и составляли рассказы, давали
оценку поступкам героев и находили верное решение.
Совершенно точно, что
в процессе работы с Wimmelbuch, происходит активная работа мыслительных
процессов, аналитических функций, обогащается словарь, формируются
причинно-следственные связи, развиваются свойства внимания, усидчивость, самоконтроль.
Совсем недавно нашла
такую информацию: в 2016 году премию Ганса
Христиана Андерсена (которую называют «Нобелевской премией» в детской
литературе) получил китайский автор Цао Веньсюань и немецкая художница Сюзанна
Бернер. Книга, с которой они победили, является виммельбухом.
Мне очень хотелось приобрести Wimmelbuch, однако, книга не дешевая, а в наш отдаленный уголок, плюс
доставка и совсем цена высокая получается. Поэтому я нашла в интернете
множество картинок этих книг и распечатала на листе формата А3, которые теперь
использую в работе с дошкольниками. А книгу попробую в отпуске купить, хотя бы, одну. Делюсь ссылкой на виммели.
Здравствуйте, Юлия Геннадиевна!Представьте, я даже ничего не слышала о таких книгах - Wimmelbuch... Пока читала пост, подумала, что такая книга не из дешёвых. И Вы это подтвердили. А то, как Вы эти книги используете, заслуживает внимания! Быть может, и к другим книгам дети потянутся...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Людмила Федоровна! Когда писала пост, надеялась на то, что откликнутся работники библиотеки. Спасибо! Книги, действительно не из дешевых, но одной, хотя бы, все-таки я обзаведусь)
УдалитьВот и я тоже ничего о таких книгах не слышала, хотя подобные картинки встречала. После Вашего рассказа об использовании "мельтешащих" книг в психологической практике захотелось поближе с ними познакомиться. Кстати, в детских журналах, например, в "Непоседе", часто встречаются задания на поиск предметов, расположенных по периметру картинки. Спасибо за знакомство с новыми книгами и за представление опыта работы с ними, Юлия Геннадиевна.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, здравствуйте! Очень рада, что книги нашли отклик у вас. Внесение разнообразия в нашу с вами деятельность . помогает повышать качество работы и поддерживать интерес детей. Вообще считаю, что в кабинете педагога-психолога должны быть интересности такие, которых нет в группах детского сада или классах школ. В общем, что то не обычное и интересное!
УдалитьЯ про такие книги никогда не слышала. Спасибо, что рассказали.
ОтветитьУдалитьДобрый день! не за что! Благодаря блогам мы делимся друг с другом информацией, которая нам кажется знакома всем, а на самом деле все иначе!
УдалитьЮлия, спасибо за знакомство с книгами. Не знала, но теперь обязательно обращу внимание.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте! Обратите внимание и я думаю, вашей внучке "Фее Фиалке" они понравятся)
УдалитьСколько разных задач можно решить во время работы с карточками!) и подходят для разного возраста (сама с интересом поиграла в находилки) Спасибо за ссылку!
ОтветитьУдалитьНелли здравствуй! Да, действительно многозадачность явно прослеживается. Все зависит от целей, которые ставит специалист при работе с книгами. Рада, что ссылка пригодилась!
УдалитьЗдравствуйте, Юлия.
ОтветитьУдалитьВ своё время купила сыну набор времена года серии "городок", карманного формата. Для всяких очередей было идеально. Мне тоже понравился этот формат, но в работе не думала его использовать. Интересно. Сама люблю такие картинки, и как-то с детства они мне в памяти отложились. Было у меня что-то подобное.
Алена, здравствуй! Мои дети, тоже увлечены "книгами-гляделками", особенно еси нужно выполнять на скорость. У меня в детстве, таких книг не было.
Удалить