Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

пятница, 23 июня 2017 г.

Книги-гляделки

Добрый день, уважаемые читатели и гости  блога!
Любят ли ваши дошкольники читать?  Юля, ты о чём? – скажут многие из вас. Какое чтение у дошкольников?  А вот мои дошколята любят читать, говорю я вам! А читать они любят книги без единого слова, где на страницах присутствуют только иллюстрации. Эти книги называются Wimmelbuch – «мельтешащая» книга.

По названию, понятно, что родиной этих книг является Германия. Что они представляют из себя? Обычно книги формата А2, хотя можно встретить и карманный вариант, сделаны из плотного картона, имеют до 10 разворотов. В книгах чаще ничего не написано, за редким исключением встречаются несколько слов, но в основном это рисунки, множество рисунков, с огромным количеством мелких деталей опираясь на которые можно рассказывать различные истории. Причем с одними и теми же картинками главные герои и истории у нескольких детей могут быть абсолютно разные. Каждый из них будет вкладывать частичку своего опыта, переживаний, происшествий в сочиняемый рассказ.  

На первый взгляд вас может посетить мысль о том, что такие книги детей не привлекут. Это ошибочное мнение, которое было и у меня в самом начале их использования. На сегодняшний день, я могу с уверенностью сказать, что виммельбух - книга, которая способна заинтересовать детей дошкольного возраста, а также  детей с ОВЗ. Взглянув впервые на разворот, понимаешь, что нет никакого смыслового центра, ощущение, что все существует само по себе. Отлично! Есть возможность попытаться связать несвязанное в единый сюжет, развивая, таким образом, мышление, воображение и связную речь, внимание, память. Общий кругозор. Когда я  показала данные картины нашему учителю-логопеду, первое, что она сказала – отличные картины для формирования предикатива (глагольного словаря).
Как я работаю с Wimmelbuch?
Для самых маленьких есть виммельбух с изображенными по периметру картинками, которые необходимо отыскать в общем сюжете. Очень любят дети это делать на время. Я использую песочные часы.
Фото из сети интернет
Детям постарше вначале можно предложить рассказать о том, что они видит. По ходу возможно и даже очень приветствуется наличие вопросов  типа: «почему», «зачем», «как думаешь, что произошло», «а если будет так, то что произойдет», «как ты думаешь, что было до этого». Можно спросить о том, какие чувства или эмоции у этого или иного героя. И в этот момент, в придуманный образ, рассказ ребенок будет вкладывать моменты волнующие его.  Для нас это замечательная возможность, позволяющая решать не только развивающие задачи, но и ситуация помогающая определить психологическое состояние ребенка в данный момент и соответственно постараться оказать помощь в том, чтобы справиться с ним. Иногда  я предлагала детям послушать историю о герое (которого я называла и выбирала самостоятельно). Сочиняла начало, а детям предлагала продолжить с опорой на виммель.
Впервые виммельбух я использовала в работе с ребенком с ОВЗ, которого очень трудно включить в подгрупповую деятельность, который даже в индивидуальных формах чаще не удерживал и не выполнял инструкцию. Мальчишка работал 20 минут с двумя картинами. Ответы на вопросы были достаточно полные (характерные  индивидуальному уровню развития). Для меня было важно, что его это увлекло, что он продуктивно провел время и даже спросил, какие картинки будем еще рассматривать. С другими детьми мы играли на внимание. Я называла объект, а дети должны были найти его как можно быстрее. Проводили беседы  и составляли рассказы, давали оценку поступкам героев и находили верное решение.
Совершенно точно, что в процессе работы с Wimmelbuch, происходит активная работа мыслительных процессов, аналитических функций, обогащается словарь, формируются причинно-следственные связи, развиваются свойства внимания, усидчивость, самоконтроль.
Совсем недавно нашла такую информацию: в 2016 году премию Ганса Христиана Андерсена (которую называют «Нобелевской премией» в детской литературе) получил китайский автор Цао Веньсюань и немецкая художница Сюзанна Бернер. Книга, с которой они победили, является виммельбухом.
Мне очень хотелось приобрести Wimmelbuch, однако, книга не дешевая, а в наш отдаленный уголок, плюс доставка и совсем цена высокая получается. Поэтому я нашла в интернете множество картинок этих книг и распечатала на листе формата А3, которые теперь использую в работе с дошкольниками. А книгу попробую в отпуске купить, хотя бы, одну. Делюсь ссылкой на виммели.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Юлия Геннадиевна!Представьте, я даже ничего не слышала о таких книгах - Wimmelbuch... Пока читала пост, подумала, что такая книга не из дешёвых. И Вы это подтвердили. А то, как Вы эти книги используете, заслуживает внимания! Быть может, и к другим книгам дети потянутся...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Людмила Федоровна! Когда писала пост, надеялась на то, что откликнутся работники библиотеки. Спасибо! Книги, действительно не из дешевых, но одной, хотя бы, все-таки я обзаведусь)

      Удалить
  2. Вот и я тоже ничего о таких книгах не слышала, хотя подобные картинки встречала. После Вашего рассказа об использовании "мельтешащих" книг в психологической практике захотелось поближе с ними познакомиться. Кстати, в детских журналах, например, в "Непоседе", часто встречаются задания на поиск предметов, расположенных по периметру картинки. Спасибо за знакомство с новыми книгами и за представление опыта работы с ними, Юлия Геннадиевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте! Очень рада, что книги нашли отклик у вас. Внесение разнообразия в нашу с вами деятельность . помогает повышать качество работы и поддерживать интерес детей. Вообще считаю, что в кабинете педагога-психолога должны быть интересности такие, которых нет в группах детского сада или классах школ. В общем, что то не обычное и интересное!

      Удалить
  3. Я про такие книги никогда не слышала. Спасибо, что рассказали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! не за что! Благодаря блогам мы делимся друг с другом информацией, которая нам кажется знакома всем, а на самом деле все иначе!

      Удалить
  4. Юлия, спасибо за знакомство с книгами. Не знала, но теперь обязательно обращу внимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Обратите внимание и я думаю, вашей внучке "Фее Фиалке" они понравятся)

      Удалить
  5. Сколько разных задач можно решить во время работы с карточками!) и подходят для разного возраста (сама с интересом поиграла в находилки) Спасибо за ссылку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли здравствуй! Да, действительно многозадачность явно прослеживается. Все зависит от целей, которые ставит специалист при работе с книгами. Рада, что ссылка пригодилась!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Юлия.
    В своё время купила сыну набор времена года серии "городок", карманного формата. Для всяких очередей было идеально. Мне тоже понравился этот формат, но в работе не думала его использовать. Интересно. Сама люблю такие картинки, и как-то с детства они мне в памяти отложились. Было у меня что-то подобное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, здравствуй! Мои дети, тоже увлечены "книгами-гляделками", особенно еси нужно выполнять на скорость. У меня в детстве, таких книг не было.

      Удалить

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!