Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

вторник, 21 февраля 2017 г.

Встреча педагогов-психологов

Добрый день, уважаемые читатели и гости  блога!
Наконец-то это свершилось!  Эта встреча должна была состояься еще в ноябре месяце, но в тот период стояли силнейшие холода до -60оКазалось, холода отступили и ничего не должно помешать провести МО педагогов-психологов Белоярского района. Однако, в день встречи термометр снова показал отметку ниже 32о и к сожалению, это стало причиной отсутствия многих педагогов-психологов нашего района, живущих в трассовых поселках. Жаль! Почему? Потому что, встреча была незабываема. Было много практики и полезной теории, опять же подкрепленной практикой, а еще кейсы, которые мы все так ждали, но по ряду причин реализовать в рамках МО до этого момента не получалось.

На встрече рассматривались следующие вопросы:
1.  Деятельность педагога-психолога по разработке индивидуального образовательного маршрута, индивидуального лана сопровождения детей с ОВЗ, детей инвалидов:
1.1.    Индивидуальный образовательный маршрут, как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей инвалидов (Н.Н.Искакова, педагог-психолог МАДОУ д/с «Сказка»)
1.2.    Рекомендации по составлению индивидуального плана сопровождения ребенка с ОВЗ дошкольного возраста (Г.З. Абдульманова, педагог-психолог СОШ п. Врхнеказымский);
1.3.    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка инвалида с нарушением зрения (С.А.Тихоненко, педагог-психолог МАДОУ д/с «Снегирёк»);
2.  Кейсы в работе педагога-психолога (Н.Н.Искакова, О.В.Смирнова, педагоги-психологи МАДОУ д/с «Сказка»);
3.  Ведение документации педагога-психолога практикум по заполнению статистического отчета педагогов-психологов (Н.А.Мальнова, педагог-психолог СОШ № 2)
Что касается первого вопроса. Все усложняется тем, что единой формы написания индивидуального маршрута нет и поэтому возникают оправданные сомнения в правильности его содержания. Когда-то в 2014 году я мела возможность обучаться на курсах повышения квалификации у Богатой Ольги Федоровны. 
Ольга Федоровна является старшим научным сотрудником БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО. Надо сказать, человек интереснейший и умнейший. Она же является председателем регионального отделения Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидов с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России». Фотографию нашла в соц. сети, надеясь, что Ольга Федоровна, не будет против- страничка не закрыта.
Во время обучения на этих курсах я имела возможность из рук автора приобрести книгу «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях». В этой книге довольно подробно все описано и ее можно взять за основу разработки индивидуального плана, траектории, маршрута и в дальнейшем программы на ребенка с ОВЗ и инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является неким механизмом реализации адаптированной образовательной программы. ИОМ – это документ позволяющий максимально  реализовать особые  образовательные потребности ребенка инвалида или ребенка с ОВЗ через создание специальных условий. 
 Наталья Николаевна предложила, как мне кажется, очень хорошую структуру ИОМ, которая включает в себя следующие разделы:
ü Целевой раздел включает в себя: фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, дату постановки на учет, причину постановки на учет, цель, задачи);
ü Информационный раздел содержит информацию об особенностях развития ребенка на момент постановки на учет;
ü  Содержательный раздел включает: учебный план и соответствующие рабочие программы, направления и программы коррекционной и развивающей работы, разработанные исходя из типологических особенностей и особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ, направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ (внеклассная и внеурочная деятельность).
ü  Диагностический раздел отражает формы контроля и учета достижений детей.
Данная форма ИОМ на мой взгляд достаточно полно и конкретно отражает деятельность всех специалистов, сопровождающих ребенка.
По результатам диагностического обследования ребенка ИОМ может менять свое содержание, а также разрабатывается на тот срок, который является оптимальным для сопровождения ребенка и позволяет объективно оценить результативность его применения. При необходимости, еще раз повторюсь, он корректируется в зависимости от динамики процесса развития ребенка.
Не менее интересное содержание ИОМ предоставила Светлана Александровна Тихоненко по сопровождению ребенка с нарушением зрения. 
Очень полно отображено содержание деятельности педагога-психолога. В принципе структура практически такая же, как было описано выше. 
 Самой интересной частью нашей встречи были кейсы. Кейсы – это методически организованный процесс анализа ситуации из практики профессиональной деятельности, в данном случае педагогов-психологов.
 На мой взгляд использование данного метода в работе психологов обязательно, поскольку они позволяют на практике актуализировать свои профессиональные знания. Для молодых психологов это реальный способ «научиться работать». Многие могут подумать зачем это нужно? Но это уже вопрос саморазвития.  
Я для себя поняла, насколько важно оказаться в проблемной ситуации, посмотреть, как ты реагируешь на стрессовую ситуацию, способен ли ты ею управлять или она начинает тобою управлять. В данном случае мы имеем возможность проанализировать себя в процессе и услышать мнения коллег, узнать их взгляд на ситуацию, услышать варианты применения стратегий и техник в работе с данным клиентом.
В нашем случае были две ситуации в одной из которых я приняла участие. 
 По окончании кейса были даны общие рекомендации, которые в повседневной жизни ты все выполняешь при ведении консультации. Но тут, в ситуации, конечно, утрированной, как говорится «куда, что делось?». Это еще я накануне прослушала дополнительно вебинар по теме консультирования родителей. Ничего нового для себя не услышала, но все же…. Есть над чем задуматься.
Актёрами были педагоги-психологи городских детских садов Олеся Владимировна Смирнова и Наталья Николаевна Искакова, она же руководитель МО и мой верный товарищ. 
Последним вопросом было правильное заполнение статистического отчета педагогов-психологов за учебный год. Почему подняли этот вопрос? Дело в том, что состав педагогов-психологов значительно поменялся со дня введения данной формы и новые люди испытывали трудности при его заполнении. На деле все оказалось просто и доступно.
В итоге мы провели рефлексию и все в один голос отметили успешность проведенной встречи. Практически каждый из нас прочувствовал необходимость проведения кейсов на МО психологов. Было обещано перевести это в традицию. От себя могу добавить, что на встрече с девочками (уж очень не люблю я слово коллеги) царила доброжелательная обстановка, в которой веяло легкостью и открытостью.  Почаще бы нам так собираться. А еще хотелось бы вернуть ушедшую в небытие чашечку чая, за которой так хорошо проговаривались вопросы, требующие взгляда со стороны и профессиональной рекомендации. До встречи!

7 комментариев:

  1. Юлия Геннадьевна! У вас бывают такие сильные морозы до -60? Я нигде в вашем блоге не увидела название города или области, где вы живете. Где-то на Севере?
    Ничего, на следующей неделе уже весна! Желаю вам побольше тепла, если не на улице, то хотя бы в душе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Да у нас бывают такие морозы) Городок наш в ХМАО находится, город Белоярский. Спасибо за пожелания

      Удалить
  2. Извините, увидела название города - г.Белоярский. Надо посмотреть в Интернете, где он находится! Будьте счастливы!

    ОтветитьУдалить
  3. Юлия, спасибо за опыт! Хоть и с некоторыми трудностями, но материал удалось скачать. МО отличная форма работы с коллегами - у нас они довольно часто проводятся, и это здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, надеюсь, что материал пригодится в работе. Я как и вы вижу множество плюсов в МО, но, к сожалению, сейчас наши встречи сведены к минимуму - 3-4 раза в год. Это очень мало. Раньше мы собирались каждую неделю. Ностальгия по тем временам!

      Удалить
  4. Юля, такие встречи просто как воздух нужны! У нас сегодня была по работе с одаренными детьми. Я тоже делилась опытом. В городе недавно была балентовская группа - замечательная форма работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, Алена! Балинтовские группы - это очень эффективный способ повышения профессиональной коммуникации, а также профилактика проф выгорания. Нам это нужно, как воздух. Я думаю запланируем данный формат на будущий год.

      Удалить

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!